Наличие у современных цифровых камер и объективов надежной автоматической системы, ни в коем случае, не гарантирует супер резкого снимка. Ловушка, в которую попадают многие «зеркальные фотографы», не понимающие, почему некоторые снимки получились нечеткими, обычно вызвана дрожанием камеры или недостаточным владением техникой фокусировки.
Не имеет значения, насколько далеко ускакал прогресс, вам всегда пригодятся такие навыки, как практика и знания, касающиеся всех аспектов фотографии.
Эффективная техника фокусировки – это просто один из навыков, включающий в себя следующие области:
- Точки фокусировки – Какие и сколько их?
- Методы фокусировки – Покадровая или следящая?
- Автофокус или ручная фокусировка?
- Предфокусировка.
- Панорамирование.
- Глубина резкости.
- Объективы – Типы и качество.
Все перечисленные области имеют отношение к тому, снимаете вы в фокусе или нет, и мы попробуем разобраться в этом.
Большинство современных зеркальных камер оснащены множеством точек фокусировки в видоискателе, варьирующихся от 3 до 51. Обычно, для автофокусировки, вы можете выбрать либо одну конкретную точку, либо все точки сразу.
51 точка фокусировки могут быть полезными, но также имеют свои минусы. Так как и когда стоит использовать много точек фокусировки?
У каждого есть собственные предпочтения в выборе точек фокусировки на камере. Лично я, обычно использую только одну центральную точку, и не важно, что я снимаю.
Автофокус по центральной точке
Как я сказал, я обычно использую одну центральную точку для большинства ситуаций потому, что Мне нравится контролировать процесс фокусировки, и большинство моих снимков имеют фокус в той точке, где хочу именно Я, а не камера.
Если предмет съемки или точка желаемой фокусировки находится не в центре кадра, то я навожу точку фокусировки прямо туда, куда мне нужно, не отодвигаясь и не приближаясь, нажимаю кнопку спуска наполовину для того чтобы объектив сфокусировался, удерживаю кнопку полунажатой для блокировки фокуса, меняю композицию и делаю снимок.
Если же условия освещения таковы, что проделывая вышеописанное, я блокирую фокус в неправильной экспозиции, то сначала я использую отдельную кнопку «блокировка экспозиции» на камере, а уже потом проделываю все остальное. В этом случае, я более чем уверен, что снимок получится резкий и правильно скомпонированный.
Конечно же, для полной уверенности, я делаю несколько кадров!
Предположим, что вы хотите получить крупный план лица с эффектом малой глубины резкости. Также вы хотите, чтобы только ближайший к объективу глаз находился в фокусе, а все остальное было «размыто». При использовании обычных методов автофокусировки со всеми точками, камера, скорее всего, будет фокусироваться на чем угодно, но не на ближайшем к объективу глазу. Используя метод, описанный выше, можно быть уверенным, что на снимке фокус будет в том месте, где хотите именно Вы.
Данный метод фокусировки прекрасно работает с большинством видов фотографии, включая архитектурную съемку, портреты, свадьбы, предметную съемку и ландшафт, но не ладит со спортивной съемкой и съемкой природы. Для данных видов фотографии лучше всего использовать все точки фокусировки.
Автофокус по конкретной одной не центральной точке
Если в вашей камере есть такая функция, тогда вы можете выбрать только одну любую точку фокусировки. Лучше всего использовать данную функцию, когда вы делаете много снимков одного предмета в пределах определенной области и не хотите двигать камеру (для изменения композиции) как в примере, описанном выше.
Например, вы проводите рекламную или стоковую съемку чашек (с чаем), стоящих в ряд. И вы, используя малую глубину резкости, хотите, чтобы только первая чашка была в фокусе, а остальные расплывались на фоне.
Вы ставите камеру на штатив и компонуете кадр по своему усмотрению. Выбираете точку фокусировки на ближайшей чашке таким образом, что остальные чашки остаются вне фокуса.
Существует много ситуаций, когда бы пригодился данный метод, однако, я надеюсь, что описанный выше пример с чашками вобщем прояснил ситуацию.
Фокусировка по всем точкам
Как упоминалось ранее, существует немного ситуаций, где бы лично я использовал фокусировку по всем точкам. В основном, это спорт и съемка природы, где предметы съемки обычно двигаются хаотично, непредсказуемо и независимо.
Данный метод фокусировки чрезвычайно полезен для съемки быстродвижущихся объектов. Выбирая все точки, умный процессор в камере определяет к какой точке движущийся объект ближе всего и постоянно переключается между ними вперед-назад для удержания объекта в фокусе.
Метод очень хорошо работает вкупе со Следящей фокусировкой, о которой мы поговорим чуть позже.
Если бы вы использовали фокусировку по всем точкам, скажем, в портретной съемке, то камера могла бы ошибочно выбрать неправильную точку фокусировки, оставляя главное — глаза, не в фокусе.