- Сверхсветосильные объективы.
Существуют две возможности для съемки в условиях очень слабого освещения без штатива или съемки движущихся объектов, не позволяющих использовать длительные выдержки, — использовать сверхвысокочувствительные пленки или сверхсветосильные объективы (а в некоторых случаях и то и другое). Современные сверхсветосильные объективы позволяют снимать с диафрагмами, превышающими f/2,8; f/2, f/1,4 и f/1. Из исторических достижений стоит упомянуть также объектив Canon f/0,95 для использования в дальномерном фотоаппарате Canon 7, а также Zeiss f/0,85 – объектив для научной фотографии. При работе со сверхсветосильными объективами следует учитывать несколько моментов. Такие объективы спроектированы в расчете на обеспечение максимального качества передачи изображения при съемке с большими апертурами, и поэтому их не рекомендуется использовать как универсальные объективы для съемок в других условиях (диафрагмирование может привести к снижению качества на краях кадра, а также потере резкости). Фотографии, снятые с полной апертурой, могут страдать ярко выраженной комой (которая лучше корректируется при съемке с асферическими объективами), и в любом случае при использовании линз большого диаметра значительно возрастает риск паразитных бликов. - Объективы со стабилизацией изображения.
Обеспечение резкости оказывается серьезной проблемой при съемке тяжелым длиннофокусным объективом, который без штатива трудно удержать от микровстряски во время спуска затвора. Промышленность предлагает два решения этой проблемы. Первое – это повышение светосилы, которая может достигать высоких значений даже для мощных телеобъективов (например, 300 мм f/2,8). Такое решение позволяет делать достаточно короткие выдержки, позволяющие во многих случаях снимать без штатива. Но за такую возможность приходится расплачиваться значительным увеличением веса и габаритов аппаратуры из-за необходимости применения линз большого диаметра.Второе решение состоит в использование устройства стабилизации изображения. Электронные устройства стабилизации изображения уже давно применяются в видеокамерах, а механическая система – в бинокле 20х60 фирмы Zeiss, гироскопические устройства – в биноклях фирм Fuji и Canon. Что же касается собственно фотографии, то идея использования объективов со стабилизацией изображения принадлежит фирме Canon. Некоторые объективы для зеркального фотоаппарата Canon EOS, в названия которых входит индекс IS (Image Stabilizer – стабилизатор изображения), оснащены мини-гироскопом с быстродействующим электромотором, который служит источником опорных сигналов для датчиков, регистрирующих микровибрации рук фотографа. При включенном стабилизаторе любое нежелательное дрожание рук мгновенно компенсируется соответствующими исполнительными механизмами, которые работают по принципу магнитного отталкивания и смещают в нужную сторону некоторые из подвижных линз объектива. Результатом является эффективная нейтрализация дрожания, что особенно важно при съемке со сверхдлиннофокусными объективами. Компенсация возможна и при съемке с удлинительным кольцом. Если сравнивать с возможностью устранения нерезкости путем съемки с короткими выдержками при использовании нестабилизированного объектива, то можно сказать, что телеобъектив со стабилизатором эквивалентен обычному объективу с большей на две ступени диафрагмой.
По материалам книги "Fotografia". В статье использовалось изображение с сайта wikimedia.org